Борис Пастернак

1750000,00
Машинопись стихотворения «Рождественская звезда» с рукописным обращением. Документ датирован 18 декабря 1948 года

Пастернак получил Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго», по праву считавшийся вершиной его творчества, как прозаика. После долгих 10 лет роман был завершен в 1955 году, а в 1958 году впервые опубликован за границей, но не менее значимое событие связано с написанием стихотворения «Рождественская звезда» в 1947 году, входившее в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Семьдесят лет назад, в канун нового 1949 года, люди передавали друг другу переписанное запрещенное стихотворение Пастернака «Рождественская звезда». Не все знали имя автора, но стихотворение одаривало читателя нежданной радостью и несказанной надеждой. В середине 1930-х годов елки и новогодние праздники были разрешены, но ничто не должно было напоминать о Рождестве. Пастернак возвращал этот праздник и взрослым и детям через написанное им произведение. 

Известно, что 6 февраля 1947 года Борис Леонидович приехал в двухэтажный невзрачный дом на Беговой улице в Москве. Там тогда жила Мария Вениаминовна Юдина. Великий поэт и великая пианистка были знакомы с конца 1920-х годов. В тот зимний вьюжный вечер у Юдиной собрался небольшой круг друзей, которым Борис Леонидович прочитал несколько глав из своего еще не оконченного романа «Доктор Живаго», завершив чтение стихотворением.

В ночь с 7 на 8 февраля Мария Вениаминовна пишет большое благодарное письмо поэту. Последние строчки:
«Если бы Вы ничего кроме «Рождества» не написали в жизни, этого было бы достаточно для Вашего бессмертия на земле и на небе. Умоляю дать списать». Юдина передает письмо с кем-то из общих знакомых, и уже 9 февраля Борис Леонидович посылает Марии Вениаминовне стихотворение со словами:
«Переписываю и вкладываю «Рождественскую звезду». Я читал ее потный, хриплым и усталым голосом, это придавало «Звезде» дополнительный драматизм усталости, без которого она Вам понравится гораздо меньше, Вы увидите…».
Мария Вениаминовна, получив драгоценное стихотворение, немедля переписывает его и с тех пор начинается путь «Рождественской звезды» по СССР - из рук в руки. 

Переводчик Николай Любимов свидетельствует:
«Стихотворение скоро разошлось в списках по Москве и Ленинграду. Особенно об этом старалась пианистка, неугомонная Мария Вениаминовна Юдина. Качалов плакал, читая «Рождественскую звезду», даже Фадеев знал ее наизусть...»

Безусловно, само стихотворение, как и историю его появления в жизнях людей можно назвать удивительным. На последнем листе -  автограф и дарственная надпись Бориса Пастернака грузинскому советскому поэту и лауреату Сталинской премии первой степени Симону Чиковани.

Наличие в галерее: Галереи «Времена года»

lwh: 867x24x479 mm