Борис Кустодиев

750000,00
Собственноручный рисунок

Бумага, тушь.
Рисунок из серии оформления поэм Н. Некрасова. Начало ХХ в.

Борис Кустодиев – русский и советский художник. Академик живописи ИАХ. Член Ассоциации художников революционной России. Портретист, театральный художник, декоратор.

В коллекции Stargift представлен собственноручный рисунок художника — в последствии данный рисунок стал полноценным оформляющим изображением в сборнике поэм «Шесть стихотворений Некрасова», который был выпущен издательством «Аквилон» в 1922 году. Это издательство работало неполных три года и выпустило всего 22 книги, выходившие небольшим тиражом 500­1500 экз. Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Среди них, например, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина с иллюстрациями М.В. Добужинского, «Стихотворения» А.А. Фета, оформленные В.М. Конашевичем. В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.

В процессе трудов над данным сборником художник осваивает новую для себя технику — литографию. Он делал рисунки литографским карандашом на так называемом корнпапире, а уж затем их переводили на литографский камень. В своих автолитографиях Б.М. Кустодиев прежде всего любуется привольным русским пейзажем: здесь и бескрайние поля с гнущейся по ветру спелой рожью, и приволье полян средь негустого леса средней полосы России, и буйные разливы рек, затопляющих по весне русские равнины, и убогая пасека у покосившегося плетня... Литографии удивительно нежны. Кажется, что литографский карандаш художника чуть касался камня.

Как заметил Бенуа, «настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрятина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…». Действительно, сюжетами картин мастера становились ярмарки, городские и деревенские праздники, трактиры, купчихи, часто изображенные с добродушным юмором. В них тесно переплетались действительность и вымысел. Отличительной чертой жанровых произведений художника стали монументальность, декоративность, нарочитая яркость, подчас грубость цветовых сочетаний. От этой манеры Кустодиев не отходил и после революции, варьируя в поздних работах многие ранее найденные мотивы.

Имел репутацию блестящего рисовальщика, обладавшего высочайшей графической культурой. Прекрасно владел линией и контуром, лучшие рисунки Кустодиева созданы буквально на одном дыхании. Творчество художника представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Киевском музее русского искусства и других.

Борису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Наличие в галерее: ТЦ «Dream House»

lwh: 122x1x70 mm