Сергей Эйзенштейн и Николай Черкасов

1100000,00
Стенограмма беседы Сергея Эйзенштейна и Иосифа Сталина с рукописными правками и 2-мя автографами

Сергей Эйзенштейн — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Николай Черкасов — советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1947), лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1950, 1951 — дважды). Снимался в исторических фильмах 1930-х и 1940-х гг. Сыграл главные роли в фильмах Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный».

«Иван Грозный» задумывался как очередной историко-патриотический фильм сталинской эпохи. Как и «Минин и Пожарский» Всеволода Пудовкина, «Петр Первый» Владимира Петрова и «Александр Невский» того же Сергея Эйзенштейна, картина должна была наглядно доказать верность курса политики Сталина — во всех этих фильмах сильный лидер объединяет русский народ и уверенно ведет его к победе. Однако Иван Грозный не был столь однозначной фигурой в истории, и кино о нем, по мнению властей, должно было не только транслировать политику партии, но и содержать множество аллюзий на эпоху, в том числе оправдание репрессий в лице гордого опричного войска царя.

Тема «Грозного» была предложена Сергею Эйзенштейну в январе 1941 года Кремлем. Перед ним поставили задачу воспеть Ивана Грозного. В какой-то момент режиссер понял, что не укладывается в принятую временную норму картины, и разбил фильм на три части. Он успел создать только первые две, заключительная осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Первая часть фильма вышла на экраны в 1945 году, получила самые хвалебные оценки и была удостоена Сталинской премии.

Вторая часть начинается как продолжение первой с прославления единовластия и повествует о событиях 1560-1569 годов: создание опричнины, подавление боярской оппозиции, расправы и казни. Резко контрастируя с первой серией, она является, обличением деспотизма и государственного террора.

Вторая серия подверглась резкой критике со стороны Сталина. Мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть не могла быть высказана в советском кинофильме конца сороковых годов. Она вышла на экраны лишь в 1958 году. После смерти Эйзенштейна в 1948 году все материалы третьей серии уничтожили (сохранились лишь несколько коротких сцен).

В представленной в коллекции Stargift стенограмме беседы Сергея Эйзенштейна и Николая Черкасова с Иосифом Сталиным, Верховный Главнокомандующий, оставшийся недовольным исторической достоверностью фильма, дает такую характеристику Грозному: «Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе».

В своем следующем замечании Эйзенштейну Сталин говорит: «Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.

Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее».

Наличие в галерее: Галереи «Времена года»

lwh: 216x4x295 mm